Мероприятие проводится в рамках проекта «Мой родной язык» и реализуется при финансовой поддержке Федерального агентства по делам национальностей в рамках Государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики».
23 октября разговор участников конференции начался с обсуждения вопросов ресурсного обеспечения сохранения и развития родного языка.
Александр Блинов, исполнительный директор Школы иностранных языков «Язык для Успеха», руководитель общественной организации «Хавал», попросил аудиторию представить, что будет с чувашским языком через 50 лет: «Будут ли ваши внуки разговаривать на родном языке? Останутся ли названия учреждений, аудиообъявления в общественном транспорте на чувашском языке и тому подобное?». По мнению выступающего, усилий отдельных языковых активистов и общественных организаций в решении системных проблем по сохранению родного языка недостаточно. Без государственной поддержки, лояльной «языковой политики», принятия необходимых законодательных документов очень сложно переломить ситуацию в этом вопросе.
В режиме телеконференции через онлайн-платформу «Zoom» тему продолжил член общественной организации «Хавал», кандидат филологических наук Артем Федоринчик из Киева. Он самостоятельно, будучи уже взрослым, выучил чувашский язык, что и продемонстрировал на протяжении всего выступления. Артем Федоринчик поделился своим непростым опытом изучения языка. По его словам, существующие программы изучения устарели и требуют скорейшего пересмотра.
О существующих проблемах ресурсного обеспечения преподавания чувашского языка и чувашской литературы рассказали Инесса Ядранская, директор Центра регионального развития Чувашского республиканского института образования. О едином региональном экзамене по чувашскому языку как мотивационном инструменте при изучении родного языка остановилась Анна Егорова, и. о. заведующего кафедрой этнокультурного образования института образования.
Очень эмоциональным было выступление Елены Михайловой (Енькка), методиста центра регионального развития института образования, «Этническая культура - фактор успешной мотивации в преподавании учебного предмета «Родной язык» в школах». «Только на взаимосвязанных понятиях культуры и истории чувашского народа, Чувашии можно донести до детей культуру чувашей и культуру других народов России. Ребенок должен узнавать и знакомиться с родным (чувашским) языком в семье, родители должны учить детей родному языку», - резюмировала Елена Викторовна.
Напомним, что с полной версией мероприятий конференции можно познакомиться на Youtube-канале библиотеки.
Ноябрь 2024 |