V Межрегиональный фестиваль национальных ТЮЗов и молодежных театров «Волжская сказка» (Атăл юмахĕ) имени Иосифа Дмитриева (Трер) в Чувашском государственном театре юного зрителя имени Михаила Сеспеля набирает обороты.
Уникальность этого фестиваля в том, что члены жюри принимают свое решение в открытую. Все свои суждения они высказывают в глаза актерам и режиссерам. Днем 17 ноября состоялось обсуждение исторической легенды «Чи хаклă пуянлăх» (Золотая кладовая), с которой Чувашский ТЮЗ начал накануне фестивальный марафон на правах радушного хозяина. Театральная труппа в полном составе выслушала оценки специалистов.
Дина Давлетшина, член жюри, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, театровед, театральный критик (г. Уфа), рассуждает: «Я думаю, что мнение критика, когда оно не хвалебно, в основном, конечно же, воспринимается болезненно. Но в данном случае критик, как хирург, делает больно для того, чтобы организм справился с проблемой. Критика российским театрам сегодня очень нужна, потому что многие из них сегодня находятся в растерянности: так много всего происходит, так много можно видеть в театральном искусстве. Для нас открыт Запад своей культурой, и надо понять, что с этим делать, перенять что-либо у них или лучше не стоит».
Председатель жюри фестиваля, педагог, театральный режиссер, актер, критик, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Виктор Шрайман (г. Нижний Новгород) провел мастер-класс по актерскому мастерству на тему «Работа над ролью. Практические рекомендации». Виктор Львович, без преувеличения, легенда отечественного театра. Немалую часть своего времени он занимает подвижнической работой по повышению квалификации артистов и режиссеров театров, уже много лет ездит по стране, передавая свои уникальные знания. Опыт знакомства с профессиональной деятельностью современного российского театра убеждает его в необходимости тренинга актеров: «Я рассказываю о методике работы над ролью, над пьесой – то есть оживляю те профессиональные моменты, которые «замыливаются» в процессе производства спектаклей и которыми не все режиссеры владеют в полной мере. Считаю, что учебу в театре нужно продолжать посредством различных тренингов, чтобы актеры находились в оптимальной профессиональной форме, – говорит Виктор Львович. – Рад, что сегодня был контакт между мной и актерами – и это главное».
А вечером чебоксарские зрители посмотрели спектакль Казанского татарского государственного театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева. Монодрама «Микулай» повествует о последнем жителе кряшенской деревни. Кряшенами или крещеными татарами называют этноконфессиональную группу в составе татар волжского и уральского регионов, исповедующую православие. Пьеса Мансура Гилязова раскрывает проблему исчезновения языка, культуры, традиций малых народов в эпоху глобализации. Главный герой, одинокий 60-летний Микулай, погружен в размышления о возрождении своей родной деревни и мечты увидеть вместо немых фигур, созданных им, настоящих живых людей. Пытаясь воплотить мечту, он призывает дождь игрой «Чук-чук». Если пойдет дождь, то засохшее озеро заполнится и вернется к жизни... В постановке звучат старинные песни кряшен.
Сразу после спектакля состоялось его обсуждение.
Сегодня, 18 ноября, в 18:30 часов Марийский ТЮЗ представит на суд зрителей и жюри сатирическую комедию «Похождения Горюхина» (16+) на марийском языке. Спектакли на национальном языке сопровождаются синхронным переводом.
Все мероприятия фестиваля проходят при соблюдении рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Ноябрь 2024 |