Девяностые годы в нашей истории — время особое. Неустроенность и безработица, приватизация и преступность, но также и молодость, долгожданная свобода, вера в будущее и невероятный творческий подъем, который вряд ли повторится. С теплыми воспоминаниями о не столь уж и «далеких тех годах» в Национальном музее сделали выставку «Звуки Че. 90-е», посвященную музыкальной молодежной жизни и неформальным движениям в Чувашии.
Пластинки и кассеты, фотографии из старых газет, рисунки и тексты песен, инструменты и костюмы легенд чебоксарской сцены вызывают у молодежи тех лет приступы ностальгии. А того, кто никогда там не был, погружают в атмосферу музыки и драйва.
Автор выставки, научный сотрудник ЧНМ Андрей Зарубин, рассказывает, как ему пришла эта идея:
— В апреле 1997-го я сходил на концерт группы «Ежикson». Она меня так впечатлила, что я до сих пор храню автографы. С него-то все и началось. Я тогда ходил в клуб начинающих журналистов при «Молодом коммунисте» — там была рубрика «М-Тусовка» Влада Киданова, посещал акустические концерты, которые он организовывал в художественной школе на Ленинского комсомола и в клубе «Фонарик». Общался с журналистом Александром Иванским — он, собственно, и вел рубрику «Звуки Че» в «Чебоксарских новостях». Он давал мне кассеты «Крематорий», «Алиса», «Гражданская оборона», запись с концерта группы «Делирий»… Во всей этой каше я варился и сейчас, вспоминая эту бурную жизнь, захотел сделать выставку о временах моего детства.
Повествование начинается с групп, которые возникли еще в 80-е и в 90-е продолжали играть: «Мираж-студия», «Аварийная ситуация». Речь идет и о хиппи: во второй половине 80-х — начале 90-х была вторая волна хиппи, именно советских, которая вылилась в том числе и в чебоксарское движение. Здесь же мы видим воспоминания председателя первого чебоксарского городского рок-клуба Марка Вишневецкого, который в 1990 году организовал фестиваль «Рок на Волге».
На выставке, надо сказать, можно не только почитать и посмотреть, но и многое послушать. Работая над проектом, организаторы записали серию видеоинтервью с непосредственными участниками событий (Дмитрием Сыровым, Антониной Волковой, Андроном, Алексеем Сергеевым), оцифровали видеозаписи выступлений, нашли блуждающие по сети редкие аудио — их можно воспроизвести, отсканировав QR-коды на стендах.
«Диво», «Набат», «Делирий», «Теория насилия», «Бункер», «Crazer»… Как утверждают в музее, изначально выставку планировалось уместить в одном Купеческом зале музейно-выставочного центра, но оказалось, что материала гораздо больше.
СПАСИБО ЗА ПАМЯТЬ
В списке тех, кто помогал собирать материалы к выставке, более 60 имен. Кто-то поделился своими вещами, кто-то воспоминаниями, кто-то старыми кассетами или переписанными от руки текстами песен. Большая часть фотографий — из архива «СЧ» и коллекции Влада Киданова, которую после его трагической гибели сохранили родные.
Как-то очень органично рэйверы и первые чувашские рэперы отселились в отдельный зал, где Андрей увлеченно рассказывает про «Радио Микс», Павла Голубова, Игоря Грачева, «Белых братьев», и можно воочию лицезреть сценический костюм группы «Вочи». А последний раздел экспозиции посвящен «простым пацанам» — для него известный нынче чебоксарский режиссер Юрий Спиридонов предоставил свое кожаное пальто и «косуху», а в больших стеклянных витринах красуются первые гаджеты.
Органичной частью выставки стали рисунки Владимира Лисицына, пастели Теплого Ветра (Владимира Ишутова), а также других музыкантов и тех, кто был им близок. Часть этих работ применялась в обложках самиздатовских альбомов. Рукописные афиши являют собой образец смелого и одновременно наивного дизайна тех лет.
Рассматривая подписи к фото, понимаешь, насколько изменился культурный ландшафт города. «Приборка», «Килограмм», «огород», «Фонарик» — память о богатой истории неприметных сегодня мест уходит, если ее не сохранять.
— Я пела в «Lion rabbit», и в «Vita Радуге» тоже иногда подпевала, — рассказывает Антонина Волкова (сегодня больше известная как Зоя Зорина). — А еще посещала все бомбически прекрасные мероприятия в «Фонарике» — их даже концертами назвать сложно, потому что это были суперперфомансы, к ним готовились, рисовали декорации, создавали какую-то концепцию, интересные входные билеты, угощения, костюмы, театральное действие, и было много всяких интересных команд. Это была движуха очень живая и настоящая. Я думаю, что лет через 10 надо повторить, еще дособирать материал, потому что я вижу, тут представлены не все команды, которые я знаю, не все яркие лица из этих команд видны. Но для начала — прекрасно.
Многих из тех, чьи лица мы видим на фотографиях, уже нет, другие же — «серьезные взрослые люди». В профессиональной музыке остались далеко не все, но теплые воспоминания о бурной молодости подпитывают каждого. Однако важны они не только как личные истории, но и как отпечаток насыщенной культурной жизни, которая с каждым днем уходит от нас все дальше в историю.
http://xn--80adtqegosnyo.xn--p1ai/archives/24027