Народный комиссариат финансов Чувашской АССР в годы войны

Категория: В республике Опубликовано: 28.04.2020, 15:59 Просмотров: 266

Великая Отечественная война неизбежно вызывала изменения во всех сферах жизнедеятельности. Перестройка экономики требовала от государственной машины резкого увеличения расходов при значительном сокращении доходов.

В Чувашской АССР оперативность, своевременную и эффективную консолидацию всех имеющихся ресурсов, финансовое обеспечение  проводимых мероприятий обеспечивал Народный комиссариат финансов.

Как отмечается в архивных документах, в первые годы войны выполнение задачи перераспределения доходов для финансирования военных расходов путём мобилизации средств населения вызвало большие трудности. Выполнение финансового плана ЧАССР за июль 1941 года было крайне неудовлетворительным: по государственным доходам – на 24,4%, по налогам и сборам – 15%, государственному страхованию – на 12,8%. План мобилизации средств по налоговым платежам финансовыми органами Чувашской АССР за III квартал первого года войны был выполнен всего на 46,7%.

В связи с этим необходимо было изменить довоенную систему налогообложения.

Первым шагом стало введение в 1942 году военного налога. Ставка налога на селе различалась по территориальному принципу и составляла с каждого члена хозяйства от 175 рублей до 300 рублей.  С ростом инфляции выросли и ставки налога: с 16 января 1943 года они составили 340-600 рублей. Дифференциация зависела от различий цен на сельскохозяйственную продукцию, близости рынков сбыта, удобных дорог, городских поселений и др. Самый высокий налог накладывался на жителей деревень, близко расположенных к городу Чебоксары.

Вторым по значимости налогом военного периода стал налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан, но ставка налога была одинаковой для всех регионов.

А вот сельскохозяйственный налог мог различаться: областным исполкомам было дано право изменять средние нормы на 30% в сторону, как увеличения, так и уменьшения ставки налога. Такая ситуация была связана с повышением цен на сельскохозяйственную продукцию.

Вводилась прогрессивная шкала налогов на хозяйства колхозников. Если низкодоходное хозяйство (до 2000 рублей) облагалось исходя из 8 копеек с каждого рубля дохода, то с хозяйства с максимальным доходом (свыше 8000 рублей) взималось 1220 рублей плюс 30 копеек с каждого рубля свыше 8000 рублей.

10 апреля 1942 года Совнарком ЧАССР увеличил ставки местных налогов и сборов в первый раз и 2 октября 1943 года – второй. Так при торговле с автомашины или воза ставка разового сбора увеличилась с 5-10 рублей до 50 рублей; при продаже крупного рогатого скота с 5 до 50 рублей (с каждой головы), при продаже мелкого рогатого скота с 2,50 до 25 рублей.

В целях пополнения бюджета важной задачей также было привлечение в оборот средств, накопленных гражданами в довоенный период. Среди комплекса мероприятий, направленных на решение этой задачи, выделялись государственные займы и денежно-вещевые лотереи. Была поставлена цель: охватить подпиской госзайма 100% трудящихся, для чего советские, партийные и государственные органы проводили большую организационную и разъяснительную работу.

 Результатом первого государственного займа (1942 год) по Чувашской АССР стала мобилизация средств на 64,5 млн рублей. По подписке на второй госзайм (1943 год), только в первый день было собрано почти 95 млн рублей вместо запланированных 93,3 млн рублей на весь срок подписки, а к 1 сентября было собрано 100,9 млн рублей. В 1944 году было собрано 186,8 млн рублей вместо запланированных 173 млн рублей. В 1945 году – 139,3 млн рублей вместо 137 млн рублей. Несомненно, что такие показатели были бы невозможны как без качественной организационной работы всех структур и, прежде всего, финансовых органов, так и без высокого уровня патриотизма трудящихся Чувашии.

Столь же успешно осуществлялись денежно-вещевые лотереи, которые проводились под руководством обкома ВКП(б) совместно с финансовыми органами. В период 1941-1944 годов было реализовано билетов более чем на 100 млн рублей.

Особой формой патриотизма, добровольной помощи населения в мобилизации средств, стало создание и успешное функционирование фонда обороны. Организация сбора денежных средств и драгоценностей была возложена на финансовые организации, для чего в каждом отделении Госбанка был открыт спецсчёт. Колхозники, которые не получали денежного вознаграждения за свой труд, могли содействовать пополнению фонда через такие формы деятельности, как безвозмездная сдача домашнего скота, организация «гектаров обороны». Широко распространились воскресники.

Другой яркой формой мобилизации средств была их аккумуляция в виде создания именных танков, самолётов, бронепоездов и т.п. Танк «Пионер Чувашии», танковые колонны «Тракторист Чувашии», «Колхозник Чувашии», «Лесоруб Чувашии», «Пищевик Чувашии», «Медработник Чувашии», бронепоезд «Комсомол Чувашии», авиационные звенья «Осоавиахим Чувашии», «Комсомолец Чувашии», «Промкооперация Чувашии» и другие – яркое воплощение патриотизма граждан и чёткой работы Наркомфина Чувашской АССР. Вклад Чувашии в фонд обороны составил 115,5 млн рублей.

Пополняя республиканский бюджет, финансовые органы Чувашии в полном объеме обеспечивали непрерывность финансирования военных расходов.

Так, республика должна была обеспечить обустройство эвакопунктов и эвакобаз. Наркомфин Чувашии нес расходы по содержанию штатов, медико-санитарному и хозяйственному обеспечению, питанию. Так, в период с 10 августа по 1 сентября 1941 года 20 тысяч эвакуированных получили различную одежду и обувь, а также денежные пособия в размере 4247 рублей.

Кроме гражданского населения на территории Чувашской АССР были размещены 15 эвакогоспиталей, организована станция переливания крови: ежедневно по 200 и более доноров давали кровь для раненых. В первый период все задачи по оплате труда медицинского персонала, по обеспечению инвентарем, кухонной посудой, по содержанию помещений (отопление, освещение, водоснабжение, стирка белья и пр.) госпиталей, оперативных коек и медико-санитарных отрядов решал Наркомфин республики. К примеру, на 1 октября 1941 года кассовый расход на эти нужды составил 971,1 тыс. рублей. В 1942 году было выделено на организацию поставки крови для нужд фронта 80 тыс. рублей.

Большое количество воинских частей и подразделений, расположенных на территории ЧАССР дополнительным бременем ложилось на финансовую систему республики, т.к. часть муниципального фонда временно передавалась военным и частично обеспечивалась за счёт местного бюджета. Только за IV квартал 1941 года на ремонт учебно-сборных пунктов, текущий ремонт военкоматов и других зданий, оборудование казарменным инвентарем учебно-оборонных пунктов, коммунальное обслуживание призывных пунктов Наркомфин ЧАССР израсходовал 349,5 тыс. рублей.

В завершение хочется привести данные об исполнении бюджета Чувашской АССР в период 1941-1944 годов (в тыс. руб.).

1941 г.

1942 г.

1943 г.

1944 г.

доходы

расходы

доходы

расходы

доходы

расходы

доходы

расходы

147826

143896

149725

141925

151893

136201,5

163468,3

163216,1

Видно, что преобладает превышение доходов над расходами, что свидетельствует об успешной, в целом, работе финансовых органов Чувашской АССР в годы Великой Отечественной войны.

Министерство финансов Чувашской Республики

Архив материалов

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Яндекс.Метрика