Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении, проект федерального закона № 835938-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части имущественных отношений супругов.
Законопроектом предлагается привести семейное законодательство в соответствие с требованием времени, внеся ряд изменений, корректирующих положения о разделе общего имущества супругов, о брачном договоре, соглашении о разделе имущества, о банкротстве физических лиц и др.
Общее имущество супругов предлагается рассматривать как совокупность всех «активов» и «пассивов», нажитых супругами в браке. То есть как цельный имущественный комплекс, а не как набор отдельных объектов.
К общим обязательствам супругов («пассивам») предлагается относить те, которые возникли в период брака в результате заключения договора или вследствие неосновательного обогащения. Исключения — если судом установлено, что обязательство возникло в период раздельного проживания супругов при прекращении семейных отношений или полученное по обязательствам одним из супругов было использовано не на нужды семьи.
В законопроекте предлагается указать на недопустимость дробления так называемых бизнес-активов, в частности контрольного пакета акций в компании. Права на объекты, раздел которых на части между супругами невозможен или повлечет несоразмерное уменьшение стоимости, будут признаваться судом принадлежащими одному из супругов в счет стоимости его доли в общем имуществе. Если же стоимость такого имущества превышает стоимость доли супруга, то в пользу другого супруга будет взыскана денежная компенсация.
Предусматривается, что совершение сделок по отчуждению общего имущества без согласия другого супруга является основанием для уменьшения размера доли в общем имуществе, причитающейся супругу-отчуждателю. Кроме того, супруг (бывший супруг), не знавший о приобретении в период брака другим супругом какого-то имущества, сможет и после развода защитить свои интересы и потребовать перевода на него соответствующего объема прав на такое имущество, опираясь на установленный размер долей во всем имуществе.
Законопроектом предлагается исключить возможность широкого толкования признания брачного договора недействительным (по действующим положениям Семейного кодекса Российской Федерации брачный договор может быть впоследствии признан судом недействительным, если его условия поставили одного из супругов в «крайне неблагоприятное положение»).
При банкротстве одного из супругов предлагается сначала выделять долю супруга-должника в общем имуществе, а уже после обращать взыскание по его обязательствам на эту долю по общим правилам. Предлагается также дополнить процедуры банкротства физических лиц правилами о возможности совместного банкротства супругов, имеющих общие долги. Это будет возможно по их заявлению.
Предусматривается почти автоматический порядок включения в ЕГРН сведений о принадлежности недвижимого имущества одновременно обоим супругам (общая совместная собственность). Государственная регистрация совместной собственности будет проводиться как на основании заявления одного из супругов, так и на основании решения государственного регистратора прав в случае, если это право возникает в силу закона. Регистратор будет обязан в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивать информацию о наличии или отсутствии брака у каждого гражданина, который обращается за регистрацией права собственности на недвижимость (на основании возмездной сделки).
Предлагаемые законопроектом изменения позволят внести стабильность и определенность в имущественные отношения супругов (как в период брака, так и в случае развода) с учетом существующих экономических возможностей.
Государственная служба Чувашской Республики по делам юстиции