Выбрать для гастролей столь масштабный и многочисленный по составу спектакль – решительный и амбициозный шаг, на который хватит духу отнюдь не у каждой труппы. Масса технических трудностей, богатство образной сферы и захватывающая «клубочность» сюжета дают простор для постановочной мысли и требуют большого количества крепких, выносливых, профессионально подкованных артистов. Уникальность нижегородской версии «Корсара» в ее максимальной приближенности к поэме Дж. Байрона, лежащей в основе либретто и буквально дословно переведенной хореографом Морихиро Ивата на язык танца. С самой первой картины его авторский почерк удивляет сочетанием, казалось бы, несочетаемого: нарочитая укрупненность портретов, будто мы смотрим на героев сквозь увеличительное стекло, и, вместе с тем, детальная прорисовка и отточенность каждого движения и жеста; эффектность массовых сцен и интимность ансамблей; панорамность видов и композиционная четкость; брутальные сцены драк и нежные, буквально звенящие дивертисменты; могучие пиратские фигуры с угрожающим размахом плеч и нежно-розовые балетные пачки, напоминающие бутоны цветов в сцене «оживленного сада».
С легкой руки художника Алексея Амбаева герои попадали то на просторную площадь восточного города, то в парадную залу экзотического дворца, то на раскачивающийся на бурой воде и подернутый дымкой тумана корабль, с треском разбивающийся о прибрежные скалы. Богатству и яркости цветовой палитры способствовали костюмы Аллы Шаманиной и световое оформление Константина Никитина.
С одной стороны, мы любовались парадом роскошных танцев, а с другой, с волнением следили за перипетиями сюжета, достойного драматической сцены. Сердцевиной спектакля, несомненно, стал конфликт Медоры, Конрада и Гюльнар в исполнении блистательных Татьяны Казановой, Андрея Орлова и Елизаветы Мартыновой, полных боевого задора, азарта и романтической страстности. Их соло и дуэты изобиловали виртуозными поддержками и броскими игровыми моментами, добавляющими остроты и куража. Особый шарм сценическому действу придавали Сеид-паша (Василий Козлов), раб Али (Никита Аржанников), корсар Гонзальво (Максим Просянников), а также пираты и пиратки, одалиски и евнухи в исполнении артистов кордебалета и учащихся хореографического отделения Нижегородского театрального училища имени Е.А. Евстигнеева. Их партии, словно отдающие ароматными восточными маслами и благовониями, цепляли глаз причудливым синтезом строгих классических па и элементов характерного танца.
Ноябрь 2024 |