«На текущую ситуацию будем реагировать оперативно, так, чтобы соблюсти баланс интересов: с одной стороны, обеспечить необходимую защиту самого бизнеса, с другой – экономическое развитие региона», – заявил Глава Чувашской Республики Олег Николаев.
На заседании Кабинета Министров Чувашской Республики рассмотрен доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике в 2021 году.
«Пандемия, а теперь и новая политико-экономическая реальность, объективно еще больше сближают власть и бизнес. Запросы предпринимательского сообщества сейчас направлены на уменьшение рисков дефолта у малого и среднего бизнеса. Просят снижения кредитных ставок, субсидирования, отсрочек по кредитам и платы по аренде, льгот по налогам и административных послаблений, – подчеркнул Александр Рыбаков. – В этих условиях ключевое значение приобретает антикризисный пакет, который был подписан вчера Президентом страны».
Комплекс социально-экономических мер и средств по поддержке граждан и бизнеса в условиях санкций, механизмы поддержки экономического сектора подробно обсуждались в регионе на состоявшейся накануне встрече Главы республики Олега Николаева с субъектами малого и среднего предпринимательства, а также на заседании штаба по поддержке устойчивости экономики Чувашской Республики в условиях санкционного давления. «Уже видим конкретные предложения и государственных заказчиков, – отметил Александр Рыбаков. – Бизнес ожидает, что будет и второй пакет законодательных мер».
В республике решена проблема несвоевременной оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по государственным и муниципальным контрактам. Бизнес-омбудсмен отметил, что данный вопрос постоянно находится на совместном контроле органов прокуратуры и института омбудсмена.
«За прошедший год мною рассмотрено 302 обращения предпринимателей, из них 133 письменных, 169 устных. Превалирующая часть жалоб была принята к своему производству, проверена самостоятельно либо совместно с профильными органами, незначительное число обращений перенаправлено по принадлежности в другие ведомства, – рассказал Александр Рыбаков. – Но это только зарегистрированные жалобы. Основной же блок обращений бизнеса, поступивших по каналам телефонной связи и в мессенджерах, разрешался незамедлительно без излишнего формализма посредством консультативной помощи, оперативной адресации в профильные органы государственной власти и местного самоуправления, а также путем соответствующих медиативных процедур, при обеспечении контроля с нашей стороны. По итогам рассмотрения обращений нарушенные права и законные интересы восстановлены полностью или частично у 24 процентов заявителей».
Пандемия, безусловно, сыграла свою негативную роль. У многих индивидуальных предпринимателей и другого микро-бизнеса значительно снизился объем финансовой подушки безопасности. А в условиях высокой кредитной нагрузки осложнились перспективы долгосрочного развития. В своих обращениях и на регулярных публичных встречах к числу основных сложностей предприниматели также относили рост цен на сырье и материалы, недостаточный потребительский спрос, рост тарифов естественных монополий, административные барьеры в вопросах технологического присоединения к инженерным сетям, высокую кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества, вопросы контрольно-надзорной деятельности, высокие ставки земельных и имущественных налогов, арендных платежей, размеров платы за размещение нестационарных торговых объектов, регуляторную нестабильность, растущую неналоговую нагрузку, высокую административную нагрузку, избыточные формы отчетности, рост расходов на внедрение маркировки и систем прослеживаемости, несовершенство законодательства в части привлечения субъектов малого бизнеса к административной ответственности, недостаток квалифицированных кадров.
В докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Александра Рыбакова отражены предложения по совершенствованию правового регулирования бизнеса и защиты прав предпринимателей. Ключевые системные проблемы предпринимательства региона связаны с необходимостью корректировки действующего федерального законодательства.
Поэтому по ряду системных затруднений предпринимательства предложения по их разрешению направляются субъектам законодательной инициативы для авторитетной оценки и возможности их внесения в Государственную Думу Российской Федерации. Выявленные проблемы будут направлены также федеральному Уполномоченному на предмет возможности включения в доклад Президента Российской Федерации.
В частности, предлагается:
ввести в КоАП РФ положения о дифференциации уровня административных штрафов для субъектов микро-, малого и среднего бизнеса, а также ограничить административную ответственность принятием мер либо в отношении юридического лица, либо в отношении должностного лица в тех случаях, когда правонарушение совершено впервые, при отсутствии причинения вреда;
внести изменения в налоговое законодательство в части ограничения излишне длительных сроков налоговых проверок и оформления их результатов, порядка регистрационных действий налоговыми органами по изменению места нахождения или адреса юридического лица, ретроспективного доначисления недоимки при отсутствии претензий по ранее сданным декларациям;
ввести процедуру оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных актов налогового законодательства, в том числе по регулированию специальных налоговых режимов, определению налоговой базы, установлению налоговых ставок, налоговых льгот, оснований и порядка их применения;
законодательно ограничить избыточные требования в рамках валютного контроля экспортно-импортных операций, вступающие в противоречие с валютным законодательством членов Таможенного союза ЕАЭС;
установить административную ответственность для должностных и юридических лиц государственных или муниципальных заказчиков в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части оплат в отношении крупного бизнеса;
корректировать муниципальные нормативно-правовые акты с учетом новых федеральных подходов в вопросах размещения (сноса) нестационарных торговых объектов и предоставление компенсационных мест;
изменить параметры для патента - обратиться в Правительство РФ за увеличением вдвое числа занятых до 30 человек и объема доходов до 120 млн. рублей для применения патентной системы налогообложения.
Принять соответствующие нормативные правовые акты по освобождению ремесленников, занятых в индустрии народных художественных промыслов, от применения обязательной маркировки обуви;
законодательно закрепить деятельность фаст-фуд трейлеров, оказывающих востребованные для населения услуги общественного питания.
Пресс-служба Администрации Главы Чувашкой Республики
Ноябрь 2024 |