Кредиторы должны дать заемщику возможность сделать осознанный выбор — согласиться на дополнительные услуги или отказаться от них. Однако поведенческий надзор Банка России выявил, что в онлайн-каналах банки и микрофинансовые организации (МФО) нередко продолжают использовать формы с уже заполненным за заемщика согласием на оплату страховок, сертификатов на разные консультации, СМС-информирование и другие услуги.
При этом банки и МФО применяют маркетинговые уловки, благодаря которым отметки о согласии легко не заметить. Внимание человека отвлекают яркие и крупные надписи, предлагающие перейти к следующему шагу оформления кредита или займа и тем самым согласиться на оплату дополнительных услуг. Иногда, чтобы отказаться от них, клиенту нужно совершить несколько действий — например, зайти в отдельный раздел и там убрать отметку.
В письме, адресованном банковским ассоциациям и саморегулируемым организациям МФО, регулятор предупредил, что такие методы противоречат закону. Банк России направляет нарушителям индивидуальные рекомендации, проводит с ними надзорные встречи, выдает предписания, штрафует, но считает важным, чтобы профессиональные объединения боролись с подобными практиками, не дожидаясь надзорных мер.