На заседании Правительства Российской Федерации, состоявшемся 5 апреля, рассмотрен и одобрен проект федерального закона о внесении изменении в контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму РФ.
Эти изменения положительно скажутся на заключении и исполнении контрактов в рамках реализации национальных проектов, благодаря упрощению и ускорению закупочных процедур.
В документе предусмотрены изменения, позволяющие оперативно заключать контракты по строительству, вносить в них изменения для учета фактических обстоятельств и уточнения проектных решений. А также содержатся изменения, затрагивающие иные государственные и муниципальные контракты.
В отношении закупок в сфере строительства, законопроектом предусматривается допуск к участию в аукционе только после подтверждения участником наличия необходимого опыта выполнения аналогичных работ. Это позволит исключить участие в отборе подрядчиков фирм-однодневок, а также минимизировать случаи подачи заявок подрядчиками, не обладающими требуемой квалификацией.
Вводятся новые случаи изменения существенных условий контракта по соглашению сторон. Например, предусматривается право внесения изменений при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, препятствующих его исполнению, в том числе при необходимости уточнения проектных решений. Также вводится возможность однократного продления срока исполнения контракта.
Эти изменения направлены на минимизацию случаев расторжения контрактов, в том числе по формальным основаниям, и последующего повторного проведения конкурентных процедур, влекущих дополнительные временные издержки, а также издержки по передаче объекта строительства от старого подрядчика к новому.
Касательно остальных видов закупок, законопроектом предусматривается право заказчика изменять условия контракта, заключенного с единственным поставщиком, если он является субъектом естественных монополий и ЖКХ. Изменение упрощает закупочную деятельность заказчика и исключает необходимость регулярного перезаключения таких контрактов с одним и тем же исполнителем на каждый бюджетный цикл.
При расторжении контракта с победителем закупки предлагается наделить заказчика правом заключать контракт с участником, занявшим второе место, без проведения новой закупки, что позволить сократить срок обеспечения потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
В том числе, законопроектом расширяется право заказчика осуществлять закупки «по цене единицы». Такой механизм применяется, когда заказчику неизвестен объем товаров, работ, услуг, которые могут потребоваться при исполнении контракта.
Также вводится ряд дополнительных положений, направленных на упрощение порядка и ускорение осуществления закупок. Во-первых, исключается десятидневный срок между внесением изменений в план-график и размещением извещения об осуществлении закупки. Исключение такого блокирующего срока позволит ускорить начало проведения закупки даже в случае внесения изменений в план-график закупок.
Во-вторых, предусматривается увеличение пороговых значений начальной (максимальной) цены контракта при проведении «короткого» электронного аукциона с 3 до 50 млн. рублей, а на закупку строительных работ – до 500 млн. рублей. Изменение позволит вдвое сократить срок приема заявок на участие в аукционах, в результате чего будет сокращен общий срок осуществления закупки.
И последнее, исключается необходимость размещения отчета об исполнении контракта заказчиком, так как в реестре контрактов итак доступна полная информация об исполнении контракта.
По информации пресс-службы Минфина России
Ноябрь 2024 |