Важной задачей и залогом успешности обучения иностранному языку в начальной школе является социальное и эмоциональное развитие учащихся. Трудно переоценить те возможности, которые представляет иностранный язык и современные методики его преподавания для развития личности ребёнка. Невозможно представить урок английского языка в начальной школе без парной и групповой работой.
На уроках английского языка решаются коммуникативные задачи, и в ходе решения таких задач ребенок приучается к сотрудничеству, в нем воспитывается терпимость, умение договариваться и преодолевать конфликты. В разных игровых ситуациях проявляется эмоциональное состояние ребенка. Уступчивость, взаимовыручка, поддержка замечается в течении учебного процесса.
Многочисленные научные исследования работы в начальной школе показывают, что у младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.
Этого можно добиться, если учитывать особенности детей данного возраста. Так, в раннем школьном возрасте у них ещё слабо развито абстрактное мышление, они не думают о будущем, значимо для них только то, что окружает их в данный момент, и то, что происходит с ними здесь и сейчас. Поэтому, если мы хотим, чтобы дети ушли с урока с каким-то знанием , всё, чем они занимаются на уроке, должно быть зримо, конкретно, осязаемо и напрямую связано с окружающим их миром и доступно для понимания.
У детей очень крепкая долгосрочная память, и именно поэтому люди всю жизнь прекрасно помнят то, что когда-то учили в раннем возрасте, особенно, если этот материал был эмоционально окрашен.
В то же время у младших школьников недостаточно развита оперативная память: им требуется многократное предъявление материала для того, чтобы он перешёл в долгосрочную память. Кроме того, дети не в состоянии поддерживать произвольное внимание дольше, чем в течение 3-5 минут. При этом их непроизвольное внимание гораздо менее ограничено: дети часами могут заниматься тем, что им интересно, что имеет для них смысл (например, игра).
Следовательно, знание и умелое использование этих и других особенностей младших школьников позволит учителю не только повысить мотивацию своих учеников, но и добиться реальных успехов в их обучении. Например, специально разработанные для этого возраста методики предполагают использование рифмовок, песен, всевозможных игр для введения практики языка, что повышает мотивацию детей и тем самым позволяет задействовать как произвольное, так и непроизвольное внимание на гораздо более длительное время.
Кроме того, современные подходы к раннему обучению основываются на отсутствия у детей страха сделать ошибку. У них ещё работают механизмы, позволившие им усвоить родной язык, они с удовольствием экспериментируют с изучаемыми словами и структурами.
Благодаря этому механизму, сходному с механизмом усвоения родного языка, дети легко усваивают фонетическую структуру чужого языка, не анализируя её и не вычленяя отдельные звуки, что позволяет им сразу включаться в процесс общения. Впрочем, это происходит только в том случае, если выполняются три условия. Дети слышат иноязычную речь: 1) в осмысленных для ребёнка коммуникативных ситуациях; 2) столько раз, сколько необходимо для усвоения; 3) качественно уровня (т.е. аутентичную речь носителей языка). Современные методики по возможности стараются учесть эту возрастную особенность и потому предполагают, как использование в классе аудиоприложений, записанных носителями языка, так и активное общение учителя с учениками и учеников друг с другом на английском языке. Язык игры, язык инструкций, язык, применяемый в каких-то типичных ситуациях (например, похвала, просьба, фразы речевого этикета) именно в этом возрасте может быть усвоен детьми естественно, без особых усилий и затем с успехом применяться ими в ситуациях повседневного общения в классе.
Учителям, которые работают с детьми необходимо больше доверять им, стремиться разглядеть в них личность. Ведь личность эта уже накопила немалый эмоциональный и социальный опыт, который необходимо учитывать при выстраивании процесса обучения. Только при таких условиях доверия и взаимопонимания строятся отношения между учителем и обучающимися и эффективность учебного процесса будет повышена.
Л. Якушева,
учитель английского языка МБОУ
«Батыревская средняя школа №1»
Ноябрь 2024 |